Полированный трикотаж описание ткани. Что такое трикотаж

Главная / Уход 
, преподаватель школы GRASSER:

Давайте поговорим о трикотаже (трикотажных полотнах). На мастер классах мне часто задают вопросы: Что такое кулирка (кулирная гладь)? Что такое футер?..... и т.д. Все это - трикотажные полотна. Попробуем разобраться.

Трикотаж (фр.tricotage – вязаные изделия), трикотаж бывает разной плотности, от этого зависит его растяжимость. По волокнистому составу трикотажные полотна получают из натуральных, синтетических волокон, как в чистом виде, так и в смешанном. Очень часто добавляют эластан. Могут быть гладкоокрашенными, меланжевыми и с рисунком.
Если вы решили купить трикотажное полотно, отдайте предпочтенье Пенье, потому что это лучшее качество, пряжа из которой производят данный трикотаж характеризуется: ровной и гладкой поверхностью, однородной структурой, стойкостью окраски и практически отсутствием дефектов. Изделия из такого трикотажа долго сохраняют свой первоначальный вид, легко стираются, швы изделия не смещаются после стирки. Сырьем для производства является длинное(35-70мм), гладкое, тонкое шелковистое волокно.

Следующим по качеству будет Ринг, сырьем для этого трикотажного полотна являются более ворсистые, средней длины (25-35мм) волокна. Этот трикотаж хорошего качества, но поверхность материала не будет, такой шелковистой и гладкой, как у Пенье.
Если говорить о качестве трикотажного полотна Опененд, то это- самый недорогой, для его производства используют короткие (20-25мм) волокна. За счет того что волокна короткие, на поверхности появляется характерный пушок. В процессе носки изделия усаживаются и пилингуются. ((

Разнообразие трикотажных полотен велико, сейчас я расскажу о некоторых из них:

Кулирная гладь(кулирка) – трикотажное полотно, на лицевой стороне которого ярко выражена косичка или петелька, а на изнаночной стороне удлиненные горизонтальные перекрытия. Как при обычном вязании, лицевые петли и изнаночные, все просто!)) Очень хорошо тянется в ширину и практически не тянется в длину. Используют для изготовления изделий бельевой группы и летней одежды.



– «двухлицевое» трикотажное полотно, так как на лицевой и изнаночной стороне лицевые петельки. Его используют для производства детского, нижнего белья, домашней одежды, потому что оно очень нежное и мягкое.

Футер – трикотажное полотно, лицевая сторона которого очень похожа на кулирку, на изнаночной стороне, так называемый, «нечес» или воздушные петли. Бывает 2-х и 3-х ниточный. Как правило, футер с начесом более плотный, теплый, лучше сохраняет товарный вид. Футер с петлей более мягкий. Используют футер для производства спортивных костюмов, свитшотов и другой верхней одежды.




– трикотажное полотно, на лицевой стороне просматриваются кубики или ячейки. Мягкое, комфортное. Чаще всего используют для производства футболок «Поло», а также для спортивной и детской одежды.


– трикотажная резинка 2*2 (2 л.п. и 2 и.п.), 3*3(3 л.п. и 3 и.п.). Четко прослеживается рельефный рисунок в виде полосок. Обладает очень хорошей плотностью, поэтому я использую его в качестве манжет, воротников и не только.))


Рибана(ластик) – резинка 1*1 (1 л.п. и 1 и.п.), используется для изготовления летних изделий, а также в качестве манжет, воротников и т.д.


Все мы любим и знаем положительные качества трикотажа, такие как: мягкость, эластичность, они почти не мнутся, хорошо драпируются, даже если изделие плотно прилегает к фигуре, это не доставляет дискомфорта при движении. Но есть и отрицательные: прорубаемость иглой при пошиве, скручивоемость при раскрое, усадка после стирки. Но все недостатки меркнут на фоне его достоинств!!!

Все потребительские свойства, присущие трикотажным изделиям, можно условно разделить на следующие группы:

♦ свойства, влияющие на срок службы;

♦ гигиенические свойства;

♦ эстетические свойства.

Специфическое проявление потребительских свойств одежды из трикотажа в условиях ее эксплуатации в отличие от изделий из тканей, нетканых и других материалов обусловлено прежде всего особенностями строения трикотажа, отличиями в моделировании, конструировании и изготовлении этой одежды, модой на трикотаж и т.д.

Свойства, влияющие на срок службы трикотажных изделий. К ним относятся прочность, удлинение, растяжимость, упругость и эластичность, формовочные свойства, распускае-мость, износостойкость, формоустойчивость, ремонтопригодность, прорубаемость, закручиваемость краев и др.

Прочность трикотажа зависит от вида сырья, структуры пряжи и нитей, переплетения и плотности вязания, отделки полотна. По сравнению с тканями прочность его несколько ниже за счет изгиба нитей петельной структуры. Прочность трикотажа постепенно уменьшается по мере увеличения угла между направлением петельных столбиков и направлением растяжения, а удлинение увеличивается.

Удлинение трикотажа значительно больше, чем удлинение тканей, что определяется его петельной структурой и обусловливается способностью петель изменять свою форму под действием внешних сил, при этом происходит изменение длины одних участков петли за счет других. Например, при растяжении трикотажа вдоль петельных столбикон увеличиваются палочки петель и сокращаются протяжки, т.е. увеличивается высота петельного ряда за счет уменьшения величины петельного шага. При переходе нити из одних участков петли в другие ей приходится преодолевать сопротивление сил трения, действующих в местах контактов нитей друг с другом, жесткость, в результате чего в нити развиваются напряжения, под действием которых она деформируется. В начальный период растяжения большие удлинения трикотажа (20—100 %) соответствуют небольшим нагрузкам (2—4 % от разрывной), так как в этот период деформация происходит за счет изменения конфигурации петель. В дальнейшем при увеличении нагрузки наблюдается замедленный рост деформации. На удлинение трикотажа оказывают влияние свойства нитей, вид переплетения, плотность и отделка полотен, направление растяжения.

Растяжимость трикотажа характеризует его способность удлиняться при действии нагрузок, меньше разрывных. Она может быть как положительным свойством (для чулочно-но-сочных и других изделий), так и отрицательным (для верхних изделий). В трикотаже контакты между нитями петель слабее,

чем в тканях, что является причиной его большей деформируемости за счет изменения формы петли при приложении даже небольшой нагрузки, что минимизирует усилия человека при выполнении различных движений. При воздействии на трикотаж концентрированной нагрузки петельная структура ослабляет напряжения, которые волнообразно перераспределяются на другие участки. Это существенно и выгодно отличает трикотаж от ткани, где структура элементов (основы и утка) более закреплена, т.е. менее подвижна и обусловливает более высокую износостойкость трикотажных изделий в сравнении с изделиями из тканей. Благодаря этому изделия из трикотажа хорошо сохраняют форму и меньше сминаются. В зависимости от растяжимости устанавливаются соответствующие значения припусков в конструкции трикотажных изделий, определяются режимы настилания полотен при раскрое, оборудование, предотвращающее вытягивание швов и деформацию всего изделия при шитье и влажно-тепловой обработке. Растяжимость полотен зависит от вида переплетения и плотности трикотажа, свойств пряжи. При увеличении длины нити в петле и уменьшении толщины нити растяжимость трикотажа увеличивается.

Все трикотажные полотна по степени растяжимости по ширине при нагрузке 6 Н делят на три группы: с растяжимостью от 0 до 40 % ; от 41 до 100 %; свыше 100 %.

Наиболее растяжимыми полотнами являются гладь и ластик.

По соотношению частей полной деформации — упругой, эластической и пластической — трикотаж также существенно отличается от тканей. Величина полной деформации и ее составных частей зависит от времени действия нагрузки, вида переплетения, вида волокон, плотности полотна, направления растяжения, условий окружающей среды. Для трикотажных полотен характерна очень высокая доля исчезающей части деформации, т.е. упругой и высокоэластической (60—90 % от полной деформации). Величина остаточной (необратимой) деформации в трикотаже составляет от 0 до 8—9 %, при этом, как правило, необратимые деформации по длине значительно меньше, чем по ширине.

По величине условно-остаточных деформаций все трикотажные полотна делят на три группы: группа малых деформаций — 0—2 % ; группа средних деформаций — 2,1—5,0 %; группа больших деформаций — 5,1 % и выше. В некоторых случаях (при действии влаги, чрезмерном растяжении) в деформации может преобладать пластическая доля.

Изделия из трикотажа, изготовленные из нитей и пряжи с упругим удлинением (из нитей эластика, шерстяной пряжи),

удобны в носке и обеспечивают хорошее облегание частей тела, при этом не стесняя движений. Форма трикотажа, изготовленного из нитей и пряжи с неупругим удлинением (хлопчатобумажных, вискозных), легко изменяется во время эксплуатации, изделия быстро теряют внешний вид и изнашиваются. Для устранения этого недостатка применяют малорастягиваю-щиеся переплетения и изменяют сырьевой состав пряжи.

На рис. 3.2 приведен график изменения различных частей деформации зависимости от величины нагрузки на образец при растяжении интерлочного хлопчатобумажного полотна вдоль петельных столбиков. Деформации, расположенные между кривыми 1 и 2, являются упругими, между кривыми 2 и 3 — эластическими и между кривой 3 и осью абсцисс — необратимыми (пластическими).

Рис. График изменения частей деформации трикотажного полотна в зависимости от нагрузки

При действии многоцикловых растягивающих нагрузок в трикотаже происходит перетягивание нитей в петлях, легко изменяется их форма, что приводит к резкому изменению структуры полотна. При разгрузке (в каждом цикле) трикотаж вследствие упругости петель легко восстанавливает свои размеры. Поэтому в трикотаже в отличие от тканей медленнее накапливаются остаточные деформации. Благодаря этому изделия из трикотажа хорошо сохраняют форму и меньше сминаются.

Эластичность — способность полотна принимать первоначальную форму после снятия нагрузки, вызвавшей деформацию, определяется величиной упругой деформации, которая зависит от упругости пряжи и нитей, плотности вязания, структуры переплетения и вида отделки. Большой эластичностью обладают кулирная гладь, двухизнаночное переплетение, интерлок.

Распускаемость в общем является отрицательным свойством трикотажа, влияющим на срок службы изделий. Она характеризуется способностью петель при обрыве или натяжении нити выскальзывать друг из друга. Наибольшим коэффициентом трения нити о нить обладают нити из волокон шерсти, хлопка, текстурированные, фасонной крутки. Следовательно, распускаемость трикотажа из таких нитей меньше, чем поло-тен из гладких нитей. Распускаемость зависит от крутки нитей, их толщины, упругости, угла обхвата нити нитью, длины нити в петле, плотности трикотажа, вида отделки, направления и степени его растяжения в момент обрыва петли. Трикотаж из пряжи повышенной крутки, а также ворсованный, повышенной плотности имеет меньшую распускаемость. Значительно влияет на распускаемость вид переплетения. Поперечно-вязаные переплетения могут распускаться в направлениях как петельных рядов, так и петельных столбиков, а основовязаные — только вдоль петельных столбиков, в направлении, обратном вязанию. Наибольшей распускаемостыо характеризуются главные кулирные переплетения, особенно гладь, которая распускается как в направлении вязания, так и в обратном.

По степени распускаемости трикотаж можно разделить на распускаемый, слабораспускаемый и нераспускаемый.

К распускаемому относится поперечно-вязаный трикотаж почти всех базисных переплетений, так как петельные ряды такого трикотажа состоят из одной непрерывной нити.

К слабораспускаемому можно отнести производные и некоторые рисунчатые переплетения поперечно-вязаного трикотажа, у которых петельные ряды состоят из двух и более нитей, так как при обрыве нити одной петли смежные с ней петли, образованные из другой нити, трение оборванных концов петли о петли другой системы, о дополнительные нити, начес и прочее будут препятствовать быстрому распусканию полотна.

К нераспускаемому относится трикотаж основовязаных переплетений. В трикотаже этих переплетений горизонтальные ряды петель состоят из такого же числа нитей, сколько имеется петель в ряде. Основовязаные переплетения по петельным рядам совсем не распускаются, поскольку все петли в ряду образованы из разных нитей.

Износостойкость трикотажа, обусловленная комплексным воздействием механических, физико-химических, бактериологических факторов, иногда меньше, чем у ткани, так как в трикотаже разрыв нити от истирания может привести к спуску петли. Несмотря на многообразие разрушающих воздействий,

основной причиной износа является истирание. Устойчивость к истиранию зависит от вида волокон, структуры пряжи (нитей), степени закрепления волокон в пряже и полотне, переплетения, плотности, характера поверхности, массы 1 м 2 полотна, вида отделки. Характер и интенсивность износа зависят и от условий эксплуатации изделия, характера трудовой деятельности, индивидуальных особенностей человека, условий внешней среды и др. Гладкие, мягкие и упругоэластичные полотна более устойчивы к истиранию, чем жесткие и шероховатые. Стойкость к истиранию растет с увеличением толщины пряжи, так как увеличиваются число волокон, сопротивляющихся истиранию, и площадь контакта образца с поверхностью абразива. Стойкость к истиранию снижается с уменьшением плотности и увеличением длины нити в петле, так как уменьшается масса истираемого образца и площадь его контакта с абразивом, а также ослабляются внешние и межволоконные связи в пряже вследствие увеличения длины ее закрепляемых участков в петле, и структура полотна становится более рыхлой. При истирании трикотажа не в свободном, а в растянутом состоянии (участки сиденья, колена, локтя) устойчивость к истиранию снижается. При увеличении ширины шва стойкость к истиранию возрастает, и наиболее износостойки плоские швы, не вызывающие концентрации разрушающих воздействий в области шва. При использовании вместо ниток пряжи шов становится мягче и тоньше, что несколько улучшает условия поведения полотна в области шва.

Существенным недостатком трикотажных полотен является пиллинг — образование вследствие рыхлой структуры пряжи и открытых участков петель на поверхности полотен шариков (ииллей) из закатанных кончиков отдельных волокон, ухудшающих вид изделия. Наиболее значительным и устойчивым пил-лингом характеризуются изделия из пряжи прочных синтетических волокон (полиэфирных и полиамидных) и пряжи с их содержанием, меньше пиллинг у изделий из шерстяной пряжи. Легче подвергаются пиллингу: более тонкие и короткие волокна; изделия из аппаратной пряжи (более ворсистой); изделия из пряжи невысокой крутки (с менее закрепленными волокнами); трикотаж с меньшей плотностью и более шероховатой поверхностью (и с менее закрепленными волокнами), Пиллинг может быть значительно уменьшен в результате применения специальных видов отделки трикотажа.

На рис. 3.3 показано изменение некоторых свойств трикотажа в зависимости от волокнистого состава.

Рис. Влияние волокнистого состава смески на основные свойства трикотажа

Усталость трикотажа обусловлена незначительными, многократно прикладываемыми, растягивающими нагрузками в результате движений человека в процессе носки одежды и приводит к расшатыванию структуры трикотажа. При таких растяжениях петли меняют свою форму, нити истираются друг о друга и деформируются. Многократные растяжения и изгибы редко полностью разрушают трикотаж. Признаком усталости служит накопление необратимых деформаций, вызывающее образование неисчезаемых заминов в местах повторяющихся изгибов или выпуклостей на отдельных участках. Время появления признаков усталости трикотажа в первую очередь зависит от вида волокон и структуры переплетения, направления растяжения, величины деформации или нагрузки в каждом цикле, числа циклов и т.д. Благодаря высокой упругости петель и слабости контактов нитей в местах их переплетения трикотаж легко восстанавливает свои размеры, и накопление усталости идет значительно медленнее, чем в тканях.

Устойчивость к физико-химическим и биологическим факторам, как правило, зависит только от вида волокна.

Формоустойчивость — способность трикотажа сохранять в определенных пределах размеры и форму при различных воздействиях — во многом зависит от упругих свойств полотна. Трикотаж обладает высокой растяжимостью при одно- и двухосных нагрузках и способностью восстанавливать первоначальные размеры (формоустойчивость). Наибольшей формоустой-чивостью характеризуются полотна комбинированных переплетений, а также изготовленные из текстурированных нитей.

Возможность придавать многим видам трикотажных изделий законченную форму в процессе вязания не только сокращает расход сырья на каждое изделие, но и способствует уменьшению (или даже исключению) количества швов, складок и вытачек, что в итоге приводит к снижению деформируемости изделий при их эксплуатации. Это в свою очередь уменьшает необходимость в глаженьи таких изделий и, следовательно, облегчает уход за ними. Существенным преимуществом трикотажных изделий над аналогичными по волокнистому составу изделиями из тканей является их более высокая способность восстанавливать свою форму после стирок, химических чисток, глаженья, прессования и других влажно-тепловых обработок. Это обусловлено лучшими упругоэластическими свойствами трикотажа и меньшей его сминаемостью. Следовательно, по удобству поддержания необходимой формы изделия из трикотажа выгодно отличаются от изделий из тканей. Вместе с тем легкая деформируемость многих видов трикотажных полотен в отличие от тканей при приложении небольших по величине растягивающих нагрузок значительно усложняет подготовительно-раскройный и пошивочный процессы изделий, а также затрудняет придание им стабильных форм и размеров.

Усадка трикотажа обусловлена теми же причинами, что и усадка тканей, а именно — релаксационными процессами и набуханием волокон и нитей. Под влиянием влаги перестраивается структура трикотажа: изменяется конфигурация петель, смещаются точки контакта нитей, в петлях меняется соотношение петельного шага и высоты петельного ряда. Большая усадка трикотажа по сравнению с тканями объясняется большей подвижностью его петельной структуры. Большой усадкой характеризуются изделия из натуральных волокон — хлопка, шерсти. Так же как и в тканях, наибольшая усадка в трикотаже наблюдается в направлении петельных столбиков, так как именно в этом направлении полотна испытывают наибольшие растяжения при выработке. Иногда усадка по петельным столбикам сопровождается увеличением размеров трикотажа по петельным рядам (отрицательная усадка — притяжка). Повышенная усадка трикотажа отрицательно сказывается на устойчивости размеров и форм изделий. Поэтому в процессах проектирования и производства одежды необходимо предусматривать возможное изменение линейных размеров изделий с учетом усадки полотен. Для снижения усадки в состав пряжи вводят синтетические волокна, полотна подвергают малоусадочной отделке с использованием синтетических смол.

Изменение линейных размеров после мокрой обработки должно соответствовать требованиям ГОСТа.

Устойчивость к образованию затяжек зависит от вида и структуры нитей, переплетения, обработки изделий аппретирующими веществами и смолами. Склонность к затяжкам характерна прежде всего для чулочно-носочных изделий из синтетических (капроновых) нитей.

Трикотажные изделия, как правило, являются ремонтопригодными (восстанавливаемыми). К положительным свойствам трикотажа можно отнести высокое сопротивление образованию складок; высокое сродство поверхности (из-за развитой сети элементарных ячеек структуры) к склеиванию, оплавлению и дублированию с другими материалами.

Формовочные свойства трикотажа благодаря его большой растяжимости выше, чем у тканей, и позволяют легко обеспечивать создание пространственной формы одежды, покрывать поверхность тела человека без морщин и складок. У трикотажа высокие формообразующие свойства (возможность плоского; двухмерного полотна принимать трехмерную пространственную форму, которую обычно получают за счет раскроя и пошива). Так, вследствие высокой эластичности и упругости трикотажа многие виды изделий (чулочно-носочные, верхние и бель-; евые, спортивные, перчаточные и др.) плотно облегают фигуру человека, не стесняют его движений, более удобны в носке.

Трикотажные изделия в большей мере соответствуют потребу ностям населения (особенно детей) в размерных характеристик ках.

Прорубаемость полотна иглой вызывает спуск петель, снижает качество изделий, сокращает срок службы. Она зависит волокнистого состава, структуры и свойств нитей (удлинения коэффициента трения между нитями), плотности трикотажа отделки, влажности полотна, режима шитья.

Закручиваемостъ краев характерна для трикотажа однарных переплетений и объясняется стремлением петель, pacположенных по краям полотна, выпрямиться. Закручивав мость трикотажа зависит от ряда факторов; свойств волокон (из упругости), толщины, структуры, крутки нитей, вида переплет тения, плотности, отделки полотна. Так, из-за высокой упру- - гости шерстяных волокон полотна из шерстяной пряжи закручиваются больше, чем трикотаж из хлопчатобумажной пряжи» с увеличением плотности вязания закручиваемость возрастает-Двойные кулирные основовязаные полотна не закручиваются, так как стремление нитей к закручиванию на одной и другой

сторонах полотна взаимно нейтрализуется. Закручиваемость трикотажа в общем явление отрицательное, поскольку создает серьезные трудности в процессах раскроя полотен (при настилании, контроле качества раскроя и комплектовании кроя), выполнения швов при изготовлении одежды. Закручиваемость можно несколько снизить каландрированием, в процессе которого нити расплющиваются и вдавливаются друг в друга, при этом закрепляются петли. Закрученные края изделий могут являться и украшением, в таких случаях закручиваемость будет положительным свойством.

Серьезные затруднения при раскрое и изготовлении изделий вызывает перекос петельных столбиков в поперечно-вя-заном трикотаже. Он возникает при применении в трикотажном производстве нитей или пряжи с неуравновешенной круткой, нарушении технологии операции ширения полотна при отделке. Перекос петельных столбиков устраняется при отделке, но после стирки он восстанавливается. В изделиях, изготовленных из такого трикотажа, отмечаются искажение объемной формы в процессе носки, ухудшение их внешнего вида. Предотвратить перекос петельных столбиков можно при вязании полотен из крученых или трощеных нитей, используя при этом нити противоположной крутки. Перекосы петельных рядов наблюдаются у полотен, выработанных на круглых поперечно-вязальных многосистемных машинах.

Гигиенические свойства трикотажных изделий. К ним относятся: теплозащитные, проницаемости, гигроскопические, электризуемость и др.

Теплозащитные свойства трикотажа зависят не столько от теплопроводности волокон, сколько от его пористости, толщины, структуры пряжи, переплетения, отделки, влажности, воздухопроницаемости. Трикотаж обладает большей пористостью, чем ткани, поэтому и теплозащитные свойства его выше (при отсутствии ветра). Лучшими теплозащитными свойствами обладают полотна двойных переплетений (интерлок, фанг, пла-гированные, плюшевые и др.), так как эта структура полотна обеспечивает наличие закрытых воздушных пор, а также ворсованные (начесные) полотна и полотна, изготовленные из шерстяных и высокообъемных пряжи и нитей.

Ветрозащитные свойства трикотажа низкие, что обусловлено высокой пористостью его петельной структуры.

Воздухопроницаемость — способность материала пропускать воздух — зависит от пористости, количества и величины открытых пор, вида пряжи (нитей), толщины полотен, плот

ности полотна, вида переплетения, наличия аппрета, влажности полотна и др. Этот показатель благодаря петельному строению в изделиях из трикотажа выше, чем в изделиях из тканей. Выгодным преимуществом трикотажа по сравнению с тканями является и то, что он, обладая большой воздухопроницаемостью, имеет высокие теплозащитные свойства. Благодаря наличию пор, обусловленных структурой трикотажа, он хорошо сохраняет тепло, когда человек находится в состоянии покоя, и легко отдает избыточное тепло, когда человек энергично двигается. Отмеченные свойства являются особенно ценными для изделий, непосредственно соприкасающихся с телом человека (белье, чулочно-носочные, спортивные изделия). В то же время для верхних, перчаточных, платочно-шарфовых, чулочно-носочных изделий зимнего ассортимента высокая способность пропускать воздух отрицательно сказывается на их теплоизолирующей способности.

Паропроницаемость — способность материала пропускать пары воды из среды с большей относительной влажностью в среду с меньшей влажностью. Зависит она от тех же факторов, что и воздухопроницаемость. Сравнительно большое количество сквозных пор в трикотаже по сравнению с тканями и более крупные их размеры при прочих равных условиях обеспечивают и более быстрое поглощение трикотажем парообразной и жидкой влаги, что в значительной мере облегчает вентиляцию пододежного пространства при носке белья, чулочно-носочных и других изделий. Шерстяные и вискозные полотна способны проводить в несколько раз больше паров воды, чем синтетические. У синтетических полотен такого же строения пар проходит в основном через поры. Паропроницаемость трикотажных изделий выше, чем изделий из тканей.

Пылепроницаемость трикотажа обусловливается теми же факторами, что и воздухопроницаемость и, кроме того, зависит от размеров частиц и свойств пыли, электризуемости полотен и др. Пылепроницаемость полотен из природных волокон больше, а синтетических полотен, которые лучше задерживают пыль, — меньше. В связи с высокой пористостью пылепроницаемость трикотажа более высокая по сравнению с изделиями из тканей.

Пылеемкость трикотажа зависит от волокнистого состава, строения и свойств волокон, структуры и характера отделки полотна. Полотна с шероховатой поверхностью и сильнопористой структурой имеют большую пылеемкость. Пылеемкость трикотажа, следовательно, выше, чем изделий из тканей.

Проницаемость (прозрачность) для ультрафиолетовых лучей. Вследствие своей петлеобразной структуры тонкие трикотажные полотна обладают высокой пропускаемостью ультрафиолетовых лучей.

Загрязняемость. Более высокая пористость и шероховатая поверхность трикотажа в отличие от многих видов тканей обусловливают и ряд существенных его недостатков — высокую пы-лепроницаемость и пылеемкость, что приводит к повышенной загрязняемости некоторых видов трикотажных изделий. Вместе с тем наличие большого количества крупных сквозных пор в трикотаже в значительной мере облегчает циркуляцию стиральных растворов и соответственно быстрое удаление загрязнений.

К положительным свойствам трикотажа следует отнести легкую отстирываемость.

Гигроскопичность трикотажа характеризуется его способностью поглощать и отдавать водяные пары; она выше, чем в изделиях из ткани. Трикотаж из шерстяных, хлопковых, вискозных волокон имеет более высокую гигроскопичность, чем трикотаж из ацетатных и синтетических волокон. Трикотаж из целлюлозных волокон быстро поглощает и отдает влагу, из шерстяных — медленно. Скорость поглощения и испарения влаги зависит также от структуры трикотажа: чем плотнее полотно, тем медленнее протекает процесс поглощения и испарения влаги. Специальные отделки (обработка синтетическими смолами) снижают гигроскопичность. Гигроскопичность более пористого трикотажа выше, с повышением относительной влажности воздуха гигроскопичность увеличивается, а с повышением температуры — уменьшается.

Водопоглощаемость — способность впитывания материалом капельно-жидкой влаги. У трикотажных изделий она выше, впитывание воды происходит быстрее, чем у изделий из тканей, что особенно актуально для бельевых изделий. Водопоглощаемость трикотажа зависит от волокнистого состава, структуры пряжи (нитей), вида переплетения и характера отделки. Трикотаж рыхлой петельной структуры, из пушистой нити обладает более высокой водопоглощаемостью, чем плотное полотно из гладкой нити.

Капиллярность трикотажа свидетельствует о его способности отводить влагу и зависит от вида волокон, структуры пряжи (нитей), переплетения.

Необходимая одежде гигиеничность обеспечивается рядом свойств, причем недостаток одних в отдельных случаях может

быть компенсирован достоинством других. Например, недостаточная гигроскопичность синтетических волокон может компенсироваться высокой водопоглощаемостью и капиллярностью, если синтетическая нить пушиста, извита, а трикотаж имеет рыхлую петельную структуру.

Электризуемость трикотажных изделий зависит от вида волокон, толщины полотна, линейной плотности нитей. Чем толще полотно, выше линейная плотность нитей, тем выше электризуемость. Из химических волокон наибольшей элек-тризуемостью обладают капроновые и ацетатные волокна. Для уменьшения электризуемости применяют переплетения, в которых электризующиеся волокна располагаются внутри полотна, обрабатывают антистатическими препаратами.

Эстетические свойства трикотажных изделий. Они обусловливаются в основном целостностью композиции, стилевой направленностью, функциональностью модели. Основные эстетические свойства трикотажа — фактура, цветовое оформление, блеск, прозрачность, матовость, жесткость, драпируемость, упругость, сминаемость, стабильность формы при эксплуатации и др.

Основными компонентами (элементами) композиции и средствами ее построения являются линии, пропорции, материал, зрительная масса, отделка, ритм.

Стилевая направленность характеризует соответствие трикотажного изделия и его свойств требованиям моды и стиля.

Функциональность трикотажного изделия характеризует соответствие формы, цвета, рисунка, расцветки, отделок, свойств полотна и фурнитуры назначению изделия в зависимости от пола и возраста потребителя, рода его деятельности, окружающей обстановки, климатических условий, района эксплуатации и т.д.

На внешний вид трикотажа влияют структура пряжи и нити, вид переплетения, рисунок, плотность, длина нити в петле, пористость, фактура поверхности, а также вид отделки.

По сравнению с тканями трикотаж благодаря своей петельной структуре обладает меньшей сминаемостъю.

Эстетические свойства трикотажных изделий зависят от цветовой гаммы, характера и композиции рисунка применяемых полотен, силуэта, формы и композиции элементов самого изделия. Важное значение имеют использование полотен в соответствии с назначением изделия; конструкция, обеспечивающая правильную посадку на фигуре человека, а также точность и тщательность изготовления и качество отделки.

Внешний вид трикотажных изделий и соответствие их современному направлению моды во многом зависят от правильности моделирования.

При моделировании изделий из трикотажа форма отдельных деталей создается как за счет швов, вытачек, складок, так и в процессе вязания трикотажа путем изменения структуры переплетений. Например, чтобы получить прилегающую форму, применяют переплетения, обладающие различной растяжимостью.

Влагопроницаемость — способность трикотажа пропускать водяные пары из среды с повышенной влажностью воздуха в среду с меньшей влажностью. Свойство обеспечивает нормальные условия для жизнедеятельности организма человека путем удаления из пододежного пространства излишней влаги в виде водяных паров.

Воздухопроницаемость — показатель, характеризующийся коэффициентом, который показывает количество воздуха, проходящего через 1 м 2 трикотажа за 1 с, при определенной разности давления по обеим сторонам материала. Зависит от плотности, вида переплетения, толщины, волокнистого состава и структуры нитей, из которых выработан трикотаж.

Гигроскопичность — способность полотна поглощать влагу из окружающей среды.

Закручиваемость — способность края полотна (изделия) закручиваться, определяемая упругостью нитей, изогнутых в петлях, и стремящихся выпрямиться. Двойные переплетения как поперечно-вязаные, так и основовязаные не закручиваются, так как стремление нитей в петлях на одной стороне трикотажа распрямиться нейтрализуется таким же стремлением нитей другой стороны.

Износостойкость трикотажа — способность трикотажного полотна длительное время противостоять действию разрушающих факторов, которым оно подвергается при эксплуатации.

Истирание — механическое разрушение (износ) полотна при трении об окружающие предметы. Зависит от структуры материала и вида истирающих поверхностей.

Капиллярность — показатель, характеризующий скорость влагопоглощения полотном жидкости, выражается в мм.

Пиллингуемость — способность полотен образовывать на поверхности пилли. Зависит от вида волокон, их длины и тонины, механических свойств, а также строения трикотажа.

Прочность на разрыв — характеризуется величиной разрывной нагрузки, т. е. наибольшим усилием, выдерживаемым прямоугольным образцом трикотажа стандартного размера к моменту разрыва.

Пылеемкость — способность трикотажного полотна удерживать на поверхности полотна пыль.

Разрывное удлинение — деформация, возникающая под воздействием растягивающей нагрузки к моменту разрыва трикотажа. Определяют в абсолютных величинах как разность конечной и первоначальной длины или в процентах от первоначальной длины (относительное удлинение).

Распускаемость — способность свободных петель трикотажа при натяжении нити, образующей эти петли, или при обрыве нити в петле выскальзывать друг из друга как по направлению петельного ряда, так и по направлению петельного столбика.

Растяжимость — характеризуется величиной деформации при растяжении, которая в зависимости от вида переплетения и свойств нитей может быть упругой и неупругой. Изделия из трикотажа с упругой деформацией не теряют своей первоначальной формы при снятии растягивающих нагрузок. Неупругая деформация приводит к необратимой деформации в процессе носки изделий. В зависимости от растяжимости полотна разбивают на три группы. К первой относятся полотна с растяжимостью менее 40%, ко второй — от 40 до 100%, к третьей — более 100%.

Усадка — изменение линейных размеров трикотажа под действием внешних факторов. Различают линейную усадку (по одному из измерений), поверхностную и объемную.

В переводе с французского языка слово трикотаж переводится как «вязаные изделия». Действительно, трикотажное полотно не переплетается как многие другие ткани, а вяжется. Гибкие петли огибают друг друга, соединяются, образуя эластичный материал. Вот поэтому устойчивое выражение «трикотажная ткань» можно считать не совсем корректным – трикотаж вовсе не ткут. Однако традиционные для ткани системы нитей утка и основы сохраняются.

Из этого материала изготавливают предметы одежды и . Трикотаж известен человечеству тысячи лет. Существуют археологические находки, подтверждающие, что пользовались этим материалом еще в III веке до нашей эры.

Состав трикотажа

Трикотаж – огромная группа материй с различными видами, переплетениями, методами обработки. В первую очередь следует отметить разнообразие используемого сырья, именно от него зависят свойства материала.


Трикотаж

Сырье выбирают, руководствуясь функциями, возложенными на будущее изделие. Основное внимание обращается на качество нитей. Ведь в одном случае требуется, чтобы волокно обладало жесткой структурой, чтобы вещь принимала определенную форму и сохраняла ее. В другом случае, к примеру, для чулок, нужна высокая эластичность – качества материала совершенно иные.

Трикотаж изготавливают из следующих исходных материалов:

  • пряжа – состоит из волокон небольших размеров, которые производятся методом скручивания;
  • нити – состоят из одного волокна;
  • комбинирование нитей и пряжи.

В качестве сырья используется , лен, шерсть и различные синтетические материалы в виде добавки. Они могут различаться по типу скручивания и длине. Чаще всего применяются комбинированные варианты, в которых сочетаются натуральные и синтетические материалы.

Рассмотрим подробнее виды волокон, из которых изготавливают трикотаж:

  • – волокно из целлюлозы, обработанное уксусным ангидритом;
  • – искусственное волокно из переработанной древесной целлюлозы;
  • – синтетический эластичный материал, хорошо растягивается;
  • хлопок – натуральное растительное волокно, мягкое и гигроскопичное, однако сильно мнется;
  • шелк – белковое волокно, которое получают из коконов тутового шелкопряда; материал легкий, прочный, с нежным глянцевым блеском;
  • шерсть – натуральное сырье, которое получают, состригая шерсть овец, коз, верблюдов;
  • – упругое синтетическое волокно;
  • любые комбинации из вышеперечисленного.

Комбинированный трикотаж

Комбинированный трикотаж, обычно сочетает в себе лучшие свойства натуральных и синтетических материалов. К примеру, чистый хлопок сильно истирается и мнется, плохо садится по фигуре, а синтетические ткани электризуются и могут вызвать аллергию. При изготовлении , то есть комбинированных полотен, производители добиваются наилучшего сочетания оптимальных характеристик.

Существует несколько разновидностей комбинированного трикотажа. Среди них можно назвать:

  • вигоневое – материал на основе хлопка с добавлением натуральных шерстяных волокон;
  • неоднородное – в составе используется несколько видов нитей, с различным процентным соотношением, как натуральные, так и синтетические;
  • смешанное – состоит из нескольких видов волокон, один из которых преобладает; добавки могут быть различные: синтетические, искусственные, натуральные.

Трикотаж-жаккард

При создании белья чаще всего используются волокна. Помимо этого встречаются изделия, в которых хлопок сочетается с , ацетатом, вискозой, шерстью и лавсаном. При производстве чулок применяют хлопчатобумажную, полиамидную и полушерстяную пряжу. Для создания гладкой поверхности всегда добавляют нити из искусственного материала – так изготавливают , рубашки, . Если необходимо создать рельефный узор, то используются специальные текстурированные нити, добавляющие объем. Утепленное белье производится из рыхлой пряжи.

Особенности производства

Существует несколько способов производства материала.

  • Раскройный – используется при создании белья, верхней одежды и перчаток. Сначала изготавливается полотно ткани, а потом из него вырезаются по лекалам конструктивные элементы, необходимые для пошива одежды. Сшивание деталей происходит путем использования специальной машинки. Одной из особенностей этого способа является большое количество отходов, которое при изготовлении верхней одежды составляет примерно четверть или треть. Он применяется только для недорогих изделий массового потребления.
  • Регулярный – применяется дорогостоящее сырье. Способ больше подходит для мелкого производства. Процесс оказывается экономичным, но при этом трудоемким. Регулярный способ предполагает вязание целого изделия сразу, а не отдельных его частей. Дополнительное довязывание допускается только для мелких деталей, которые скрепляются маленькими стежками. В готовом изделии незаметны швы.
  • Полурегулярный – применяется преимущественно при создании верхней одежды. Трикотаж изготавливают на кругловязальной машине. Край материала образуется рядом петелек и не требует дополнительной обработки после изготовления. Способ весьма экономичен как с точки зрения временных затрат, так и по расходу сырья. Никаких пропусков во время шитья нет, что позволяет сэкономить около 5% материала. В полурегулярном способе не приходится тратить время на раскройку деталей, что помогает сэкономить еще около 4% материала.
  • Кулирная гладь делается на кругловязальной машине. Применяется цилиндр с окружной скоростью вращения до 0,7. Максимальное количество игл на самом большом валу может составлять около 13,5 тысяч штук.
  • Футеровое переплетение делается на одинарной круглотрикотажной машине. В ней около тысячи игл, и она может образовывать до 8 систем вязания. Такой механизм может производить 1800 рядов петель за одну минуту работы на максимальной скорости. Скорость вязания регулируется в зависимости от требуемого режима.

На итоговой стадии производства трикотажу придают презентабельный вид. Для этого существуют следующие способы отделки:

  • Пестровязаная – вид обработки, в результате которого получается многоцветная поверхность ткани, переплетаются уже окрашенные нити.
  • Отбеленная – материал осветляют до однородного белого или светло-кремового цвета. Отбеливание применяется как самостоятельный вид обработки, а также как база для дальнейшего окрашивания.
  • Гладкокрашеная – метод однотонного цветного окрашивания готового полотна.
  • Неотделанная (суровая) – неотделанный трикотаж получается на самой первой стадии производства полотна. Это материя, которая не подвергается никакой дополнительной отделке.

После обработки трикотаж может быть гладким либо пушистым. Чтобы создать ворс на поверхности, используют специальные игольчатые ленты и шишечки – детали располагаются на валах ворсовых машин.


Структура и переплетение

По структуре плетения выделяют две большие разновидности трикотажа: поперечновязаную (кулирную) и основовязальную. Любой вид трикотажа создают из двух систем нитей – горизонтального утка и вертикальной основы.


Трикотаж - тянущаяся ткань

Поперечновязаный (кулирный) трикотаж изготавливается так: петли одного ряда образует последовательное соединение одной либо нескольких нитей. Петли соединяются друг за другом согласно определенному чередованию нитяных систем. Плетение происходит в направлении петельного ряда. Чтобы образовать, к примеру, поперечное плетение, нити передвигают в правую сторону, смещая их под иглами вязальной машины – ткань не будет ни по вертикали, ни по горизонтали.

Для создания материи используется одно волокно, которое делается по одной системе ниток – появляются прямые петли. Благодаря этой особенности полотно можно распустить в любом направлении, оно получается очень эластичным. Рассмотрим несколько видов поперечновязаного трикотажа.

  • Двухизнанка («обратный трикотаж») – внешне напоминает обратную сторону глади. Из этого материала изготавливают женские головные платки и эластичные повязки.
  • – комбинированный трикотаж. Характерный рисунок интерлока называют резинкой. Благодаря особенностям плетения интерлок не распускается, очень долго служит и достойно выглядит внешне. Основа материала – натуральный хлопок. В качестве добавки используют синтетический эластан. Плотность материала 220-330 г/м². Из интерлока делают нательное белье, мягкие пижамы и футболки.
  • Ластик () – эластичное полотно. Материал производят в виде компактной полоски, готовые изделия выходят средней толщины. Изделия из ластика очень . Плотность материала – 170-350 г/м². Из ластика шьют водолазки, джемперы, а также манжеты. Материал совершенно не мнется.
  • Гладь (кулир) относится к переплетению, в котором очевидны различия между изнаночной и лицевой сторонами. Изнанка образуется дугами, она шероховата на ощупь, а лицевая состоит из палочек, ее текстура гладкая. Готовое полотно отличается тонкостью, начес отсутствует. Чтобы получить горизонтальный ряд, нити огибают последовательно – полотно лучше тянется в ширину, чем в длину. Этот материал применяют для создания халатов, белья и легкой одежды на летний период. В основу входят хлопковые нити, а в качестве добавки – лайкра. Синтетику добавляют для увеличения эластичности и упругости. В итоге получается полотно плотностью 145-180 г/м² (точная цифра зависит от особенностей производства, сырья и заданных режимов на вязальной машине).

Основовязаный трикотаж образуется отдельными нитями либо целыми их системами, то есть основами. Каждая основа образует несколько петель. Для создания петельного ряда необходимо использовать столько нитей, сколько будет петель в ряду. Рассмотрим подробнее разновидности основовязального плетения.

  • – нити создают петли в каждом из столбцов ткани. Сдвиг может совершаться в обе стороны во время плетения. Благодаря такому положению получается рисунок зигзагообразного типа. Для изготовления атласа используют шелк, преимущественно искусственный (из вискозы или синтетики), или хлопок. В качестве дополнения могут применяться волокна льна. Свойства такой ткани определяются составом и его соотношением. Из атласного трикотажа шьют шторы, постельные комплекты и нижнее белье.
  • Трико – нити во время провязки смещаются на один ряд в одну из сторон. Когда петля довязывается до конца, конструкция переходит в изначальное положение. Столбцы создаются из двух нитей, располагающихся по соседству.
  • Сукно – при вязании нитки накладываются на иглы, которые располагаются не по соседству, но в направлении одной стороны. Главная особенность плетения – изнанка выступает в качестве лицевой стороны, потому что из-за специфики производства лицо выглядит менее эстетично. Сукно применяется при производстве нательного белья.
  • Цепочка – состоит из петель, сделанных в вертикальном ряду. Петли вырабатываются на каждой игле из одной нити. Из цепочки изготавливают декоративную бахрому для отделки краев полотна.

Также существует два типа плетения, которые имеют существенные визуальные отличия:

  • одинарное – лицевые нити находятся по одну сторону, а изнаночные - по другую;
  • двойное – обе стороны считаются лицевыми, а для производства такого плетения нужны специальные круглочулочные машины с двумя цилиндрами.

Помимо вышеперечисленных, существуют еще такие варианты переплетения:

  • Совмещенное – подразделяется на две разновидности (жаккардовую и прессованую).
  • Рисунчатое – данный вид переплетения соединяется в рядах с различными элементами петель. Это одно из самых сложных плетений.
  • Производное – сочетаются петельные столбики самых простых переплетений. Для создания полотна под крючок заводят сразу две нити, которые соединяются под разными углами.
  • Главное. Чтобы создать этот вид переплетения, используют только одни петли. Данный способ применяется для создания ластика и глади.
Ажурный трикотаж

Прессованное совмещенное плетение используется как заменитель ажура (гладкого узорчатого материала). Для его изготовления требуются машины с одним или двумя цилиндрами. Не все нити пускаются в работу и некоторые пропускаются. Несмотря на то, что они не используются, эти нити служат для поддержки рабочих. «Набросы» такого рода соединяются в петлю с основной нитью, что приводит к получению прессованного полотна.

Отличительной особенностью жаккардового переплетения является создание сложных рисунков. Это трудоемкий процесс, в котором применяется большое количество игл. Для сложных сочетаний применяются дополнительные процедуры по обработке. К ним относится фиксирование нескольких нитей в петле во время переплетения и так далее. Жаккардовое плетение используется для зигзагообразной вязки и создания ажура.

Свойства и применение трикотажа

Материал получил широкую популярность благодаря своим положительным качествам, а также доступной цене и простым требованиям по уходу. Назовем основные преимущества трикотажа:

  • мягкость;
  • гигиеничность материала;
  • практичность использования;
  • большое количество разнообразных расцветок;
  • растяжимость и эластичность;
  • отсутствие скованности во время движений;
  • относительно низкая стоимость производства;
  • приятные тактильные ощущения;
  • прочность плетения и нитей;
  • простой и легкий уход;
  • воздухопроницаемость
  • гигроскопичность;
  • материал не накапливает статическое электричество;
  • широкая сфера использования.

При всех преимуществах трикотажа есть и ряд негативных свойств. Некоторые из них оказываются не столь существенными для покупателей, и преимущества заметно перевешивают минусы. И тем не менее, стоит назвать следующие особенности:

  • при использовании некачественного сырья ткани легко растягиваются;
  • трикотаж очень просто выглядит внешне;
  • из-за эластичности и облегаемости изделия легко подчеркивают все недостатки фигуры человека.

Из трикотажа шьют:

  • мужскую и женскую одежду (свитера, кофты, водолазки, штаны, платья);
  • детскую одежду (сарафаны, ползунки);
  • чулочно-носочные изделия;
  • белье и домашнюю одежду (пижамы, шорты, футболки);
  • спортивную одежду (майки, кофты, леггинсы, шорты);
  • постельные комплекты;
  • верхнюю одежду;
  • перчатки, варежки, шапки, шарфы.

Как ухаживать за трикотажем

Для поддержания ткани в хорошем состоянии на протяжении длительного времени требуется выполнять элементарные правила ухода за текстилем. Следует придерживаться несложных правил:

  • ткань полощут несколько раз, меняя воду;
  • материал не любит, когда его сильно выкручивают и выжимают;
  • не рекомендуется гладить после стирки;
  • при стирке в машинке нужно выбирать режим «ручная стирка» или стирать руками;
  • во время стирки вещи нужно сжимать, а не тереть;
  • температура воды не должна превышать 40 градусов;
  • запрещается сушить трикотаж в центрифуге, сушат горизонтально, просто расправив вещь;
  • во время стирки не стоит использовать отбеливатели;
  • мокрый трикотаж не вешают на плечики – изделие растянется;
  • для хранения желательно использовать специальные пакеты, в которые следует добавить средства против моли;
  • порошок должен быть заранее растворен, чтобы его мелкие фракции не оставляли следов на материи;
  • при полоскании обязательно нужно использовать кондиционер;
  • чтобы разгладить изделие, можно использовать пар;
  • для ликвидации катышек нужно использовать бритву или специальную машинку для их удаления.

Трикотаж очень практичный материал. Существуют различные типы ткани, отличающиеся по составу, виду переплетения, отделке и обработке. Трикотажная одежда очень популярна и доступна по цене. Уход за вещами несложен.


Кулирка или рибана? Футер или кашкорсе? Или вовсе бифлекс?

Да, как прочитаешь эти названия — становится весело:0) Понятно только одно — речь идет о трикотаже.

Давайте вместе с вами попробуем разобраться что к чему. Какая трикотажная ткань для чего предназначена, как выглядит. Расскажем вкратце о всех видах трикотажа, их свойствах и областях применения.

Подробнее же о том, что такое трикотаж в принципе, всё о его преимуществах и недостатках при носке и шитье мы писали .

Это трикотаж с односторонней вязкой «косичек». В ширину тянется немного, в длину не тянется. Самый тонкий вид трикотажного полотна. Из него шьется легкая, невесомая одежда, футболки, топы, нижнее белье. 100% хлопок.

Футер

Это плотный трикотаж, где лицевая сторона – гладкая, а на изнаночной — теплый начес. Долговечен. Устойчив к катышкам. Не вытягивается. Хорошая воздухопроводность и отличная теплопроводимость. Часто используется для детской одежды. По составу 100% хлопок. Имеет два вида плотности: двухниточный и трехниточный. Используется при пошиве теплой одежды, толстовок, детских комплектов.

Интерлок

Интерлок часто называют «двуластик», это трикотажное полотно, имеющее структуру «резинка». Гладкое с обеих сторон. Не растягивается. Не распускается. Устойчиво к деформации. Теплое. Хорошая воздухопроводность. Эффектен. Используется для пошива трикотажного белья, легкой летней одежды, сорочек, спортивной одежды, детской одежды. 100% хлопок.

Ластик (рибана)

Это трикотажное полотно, используемое для манжетов и воротничков. Высокая эластичность. Упругое. Не мнется. Используется для пошива водолазок, пижам, горловин и рукавов. 100% хлопок.

Ажурный интерлок

Ажур-трикотаж с узорным переплетением, где используется пропуск петель. Используется для изготовления легких летних трикотажных изделий. 100% хлопок.

Жаккард

Это полотно из хлопчатобумажной, а также синтетической или смесовой пряж. Сложное плетение, изобретенное Джозефом Мари Жаккардом (1801 г.).

Красивый трикотаж с дополнительными уточными нитями, которые не образуют петель. Нити образуют рисунки на поверхности трикотажа и повышают его эластичность. Обычно по составу волокна это 90% хлопка и 10% лайкры.

Велюр

Велюр — трикотажное полотно, схожее с вельветом, но прекрасно тянущееся. Прочное. Хорошо держит форму. Мягкое. Используется для пошива одежды (в том числе и детской) и обивки мебели. 100% шерсть.

Кашкорсе

Кашкорсе — трикотаж, который хорошо растягивается. Хорошая воздухопроводимость. Используется при пошиве верхней одежды, детских вещей. А именно, зачастую, из кашкорсе делают манжеты, горловины у водолазок, нижний пояс у пуловеров. Состав волокна — 95% хлопка и 5% спандекса.

Вискоза — трикотажное полотно, используемое для пошива самых разных изделий: кофточек, маек, блузок, водолазок. В составе содержит вискозу. Прекрасно тянется. Хорошая гигроскопичность. Не накапливает статического электричества. Имеет яркие цвета.

Махра

Трикотажное полотно, которое мы все любим — приятное к телу, пушистое и мягкое — махра! Полотно из трикотажа, используемое для пошива полотенец, ковриков, халатов. 100% хлопок.

Пике

Пике называют трикотажное полотно, переплетение которого напоминает соты. Бывает гладкокрашеным и с начесом. Использует при пошиве рубашек поло. Разновидность пике — вафельная ткань.

Флис мы знаем, популярная ткань! Это трикотажное полотно синтетического происхождения. Хорошая воздухопроводимость, теплопроводимость. Используется при пошиве теплой одежды, пледов, в качестве подкладок для верхней одежды. Часто из флиса шьют милые, уютные мягкие игрушки.

Акрил (нитрон, ПАН-волокно)

Это трикотажное полотно, сырье для которого добывается из природного газа. Пластичный. Прочный. Не выгорает. Хорошо прокрашивается. Не скатывается

Это вид одинарного трикотажа. Мало тянется в длину. Используется при пошиве рубашек и платьев. Ткань имеет свойство мягко струиться по телу и прекрасно его «облегать». Вошла в моду с легкой руки Габриэль Шанель. Дрежси ткань нежная и приятная на ощупь.

Это вид трикотажа с начесом. Состоит из плоских вертикальных «косичек» с лицевой стороны и ворсистой поверхности – на изнанке. Используется при пошиве одежды для занятий спортом, брюк, тренировочных костюмов и другой спортивной одежды несложного фасона. По составу 100% хлопка.

Это вид трикотажного полотна с ровной ячеистой структурой. Не распускается на срезах, но образует зацепки от острых предметов. Используют для декоративных аппликаций и вставок, а также в спортивной одежде.

Трикотажное полотно с добавлением лайкры. Очень эластичный и формоустойчивый материал. Лайкра делает полотно фактурным. Легко «усаживается» при стирке. Используется при пошиве футболок, блузок.

Бифлекс

Это синтетический трикотаж, в основе которого содержится нейлон. Благодаря нему материал тянется во всех направлениях. Также в составе около 10% лайкры. Очень прочен и ярок. Не мнется. Быстро высыхает. Обладает хорошей гигроскопичностью. Не сковывает движения. Используется при пошиве танцевальных костюмов, спортивной и цирковой одежды, купальников.

Трикотаж с ангорой

Это трикотажное полотно с добавлением ангоры (шерсти ангорского кролика или козы). Очень теплый, нежный материал. Используется для пошива свитеров и детской одежды. Ангоровый трикотаж согреет в зимние холода и украсит нас с вами.

Заключение

Надеемся, что наш небольшой словарик поможет вам разобраться в типах и видах трикотажных тканей. Трикотаж незаменим при шитье одежды для всех — взрослых и детей, женщин или мужчин.

Женщины же особенно любят трикотаж за его прекрасные качества. Он так замечательно подчеркивает все наши прелести и формы!

Трикотаж – материал, обладающий необыкновенными свойствами: он согревает в холод и охлаждает в жару, способен быть легким и элегантным и, в тоже время, принимать любую форму и при этом не мяться. Не удивительно, что, как только появились первые вязальные машины, а именно в XVI веке, мир потерял голову от трикотажа.

Так что такое ТРИКОТАЖ ? Какими еще свойствами он обладает? Для чего же он в первую очередь предназначен? Чем отличается от обычной ткани?

трикотаж, виды трикотажа, производство трикотажа, от производителя, изделия из трикотажа, трикотажное белье, бельевой трикотаж, верхний трикотаж

Слово трикотаж произошло от французского слова tricoter, что обозначает - вязать. Отсюда, трикотажем называют полотно или готовое изделие, вязаное на вязальной машине с помощью переплетения петель, образованных из одной или нескольких нитей . Благодаря петлям, которые способны как угодно менять размеры и форму, трикотаж в отличие от любой ткани, может растягиваться по всем направлениям, сохраняет мягкость и не мнется.

Требует применения пряжи, а также элементарных и комплексных нитей. Для производства трикотажа подходит самое разнообразное сырье, но чаще всего используют хлопчатобумажные и шерстяные нити, а также химические волокна (искусственные и синтетические, в том числе текстурированные).

Сырье для трикотажных изделий – это отдельно взятые или скомбинированные волокна натурального, искусственного и химического происхождения. Натуральные волокна получаются путем переработки льна, хлопка, шерсти и шелка. XX век ознаменовался получением искусственных (вискоза, ацетат) и химических волокон (нейлон, капрон, лавсан и пр.).

Пряжа изготавливается из скрученных волокон различной природы, элементарная нить состоит из одиночных волокон, а комплексная нить из множества элементарных нитей. Соответственно, пряжа и нити могут быть только натуральными, искусственными или химическими, а также в различных комбинациях и соотношении. Безусловно, от состава будет зависеть и качество изделия, и его стоимость. Сегодня, чаще всего при производстве трикотажа используются комбинации натуральных нитей с синтетическими. Это обеспечивает высокую прочность изделий, несминаемость, простоту ухода и долговечность.

  • бельевой;
  • чулочно-носочный;
  • верхний;
  • перчаточный;
  • платочно-шарфовый.


Трикотажное белье и верхнюю трикотажную одежду в основном шьют из трикотажного полотна, остальные изделия вяжут сразу на машинах. Для изготовления бельевого трикотажа используются полотна из хлопко-полиэфирной (хлопко-лавсановой) пряжи, а также так называемые платированные полотна, у которых лицевая сторона выработана из шелковых нитей, а изнаночная - из хлопка. Мягкий, эластичный бельевой трикотаж обладает высокой воздухо- и паропроницаемостью, гигроскопичностью. Верхний трикотаж толще, чем бельевой, хорошо сохраняет форму и обладает высокими теплозащитными свойствами.

Основные ВИДЫ ВЕРХНИХ ТРИКОТАЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ (см. )

  1. Майки . Отличаются удобством и многообразием: открытые майки, майки-лифы, тишоты или футболки. Самая распространенная одежда в летнем гардеробе.
  2. Свит-шот или спортивного типа блузон с большим карманом, капюшоном и без застежки.
  3. Тонкий свитер типа «гольф» или по-простому, «водолазка» . Любимец как мужчин, так и женщин. Его с удовольствием надевают под пиджаки, жакеты, жилеты, комбинезоны.
  4. Свитер грубой вязки . В основном его предпочитают студенты и люди, занятые творчеством, независимо от половой принадлежности.
  5. Удлиненный кардиган . Обычный элемент деловой одежды. Основные отличия: V-образный вырез, прорезные петли, застегивающиеся на пуговицы, накладные карманы.
  6. Трикотажный жакет с воротником-шалькой. Подходит для работы в не слишком официальной обстановке. Отличается также накладными карманами, но отсутствием застежки, такой жакет запахивается на манер банного халата.
  7. Пуловер с жаккардовым рисунком . Подходит и в качестве официальной одежды, особенно если пуловер красивый и качественный, и для занятий спортом и отдыха, особенно пестрые варианты пуловеров.

Источник информации:

© 2024 shtoryvspb.ru -- Мир тканей